Основные угрозы выездной налоговой проверки

Наибольший ущерб в ходе выездных налоговых проверок наносит выявление т.н. «обналички» - соответственно снижаются принимаемые к учету затраты и возрастают основные налоги.

Вывод средств за счет обналички распространен наиболее широко - можно смело утверждать, что он имеет место практически на каждом предприятии независимо от формы собственности, вида деятельности и величины оборотов.

Я специализируюсь на выявлении признаков именно таких нарушений.

Неправильно думать, что выявление проблемных поставщиков не даст ничего нового потому, что Вы их и так знаете. Чтобы свести к минимуму проблемы в ходе выездной налоговой проверки, надо понять - почему поставщик, которого я счел проблемным, привлек внимание аналитика? Именно это будет содержаться в подготовленном мной отчете и именно это подскажет - что надо предпринять, чтобы исправить ситуацию.

Основные отличия выездной налоговой проверки от камеральной

Главное отличие выездной налоговой проверки от камеральной состоит в том, что выездная позволяет:

  • анализировать в полном объеме основу бухгалтерского учета - бухгалтерские проводки предприятия;
  • проверить подкрепленность бухгалтерских проводок документами по принципу «есть документ - есть проводка, нет документа - нет проводки».

Аналогичные процедуры выполняются при производстве судебно-бухгалтерской экспертизы.

Если формы налоговой отчетности уподобить показаниям под присягой, то выездная налоговая проверка соответствует обыску для проверки этих показаний.

Вероятность выявления фиктивных поставщиков

Широко распространено заблуждение, что определенные особенности в постановке бухгалтерского учета затрудняют выявление фактов теневого обналичивания денежных средств, например:

  1. чем запутаннее бухгалтерская база, тем сложнее выявить проблемных поставщиков;
  2. если расчеты с поставщиками проводятся не только деньгами, но и суррогатами денежных средств (встречными поставками, взаимозачетами с третьими лицами, ценными бумагами, расчетами по совместной деятельности и т.п.), то это усложнит анализ бухучета предприятия и, как следствие, затруднит выявление фактов обнала;
  3. если в бухгалтерском учете отражено, что оплата фиктивному поставщику и получение от него товаров/услуг произведены в полном объеме (т.е. стороны в расчете), то при налоговой проверке такой поставщик не привлечет внимание.

В действительности это не так:

  1. Для начисления значительных штрафных санкций достаточно выявить лишь часть фиктивных поставщиков. Поэтому, у налоговиков нет необходимости в сплошной проверке запутанной и большой бухгалтерской базы - для начисления значительных штрафов и пени достаточно найти лишь часть нарушений. Тем более, что хорошо известны основные отличительные признаки фиктивных поставщиков;
  2. Расчеты  с поставщиками при помощи суррогатов денежных средств не только не препятствуют выявлению фиктивных поставщиков, а напротив - привлекают особое внимание, вплоть до целевых встречных проверок с участниками таких расчетов;
  3. Имеются простые и надежные признаки, позволяющие выявить фиктивных поставщиков вне зависимости от состояния расчетов с ними.

Таким образом, выявить факты обнала  на подавляющем большинство предприятий не составляет большого труда. Поэтому, объем штрафных санкций (или соответствующих частных договоренностей) зависит, в основном, от плана территориальной налоговой инспекции по сбору налогов и от усердия проверяющих.

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Возникает вопрос - стоит ли вообще серьезно готовиться к выездной налоговой проверке? Не проще ли дождаться ее результатов, после чего попытаться внести в бухгалтерский учет именно такие изменения, которые соответствуют выявленным нарушениям (например, «творчески» восстановить выявленные недостающие документы), а затем оспорить доначисления в судебном порядке?

Ответ однозначный - нет, не проще:  далеко не все вопросы можно решить задним числом. В первую очередь это относится к выявленным фактам обналички - уж если в ходе выездной налоговой проверки  выявлены факты обналички, то соответственно доначисляются НДС, налог на прибыль, а также штрафы и пени. Даже, если «договориться» с налоговиками, то цена вопроса малой не покажется.

Чтобы реально подготовиться выездной налоговой проверкой, необходимо максимально полно выявить признаки недостоверного ведения бухучета и принять соответствующие меры, а не полагаться на положительное аудиторское заключение.

Доначисления по результатам выездной налоговой проверки будут, скорее всего, даже после серьезной подготовки. Разница будет в величине доначислений и эта разница может быть очень значительной.

Я располагаю технологиями, которые позволяют в сжатые сроки и за относительно небольшую оплату провести сплошное выявление признаков фиктивных поставщиков и других признаков недостоверного ведения бухгалтерского учета. Эти технологии разработаны на основе многолетнего опыта независимых судебно-бухгалтерских экспертиз.