Семинар по технологии "ИНСПЕКТОР"

Для ознакомления с технологией «ИНСПЕКТОР» предусмотрено 4 тематических семинара:

  1. Экспресс-анализ;
  2. Инвентаризация документов;
  3. Консолидированная бухгалтерская база предприятий холдинга;
  4. Прямой контроль руководства предприятия за работой бухгалтерии.

Содержание семинаров способны усвоить  следующие категории слушателей:

  1. Генеральные директоры,  финансовые директоры и гл.бухгалтеры предприятий;
  2. Аудиторы;
  3. Следователи, которые специализируются на экономических преступлениях;

В качестве иллюстраций применения  технологии «ИНСПЕКТОР» будут рассмотрены  бухгалтерские базы ряда реальных предприятий. Естественно, что наименования этих предприятий и их основных контрагентов искажены.

Ниже кратко описаны цели и содержание каждого семинара.

Экспресс-анализ

Подавляющее большинство многоходовых схем по минимизации налогообложения, которые, по словам их авторов,  позволяют свести к минимуму налоги и при этом не нарушают законодательство, в конечном счете сходятся к одному  – денежные средства по цепочке из двух, трех или более  фиктивных поставщиков-посредников перечисляют в т.н. «прачечную» с целью их обналичивания.

В «прачечной» деньги  обезличиваются и обналичиваются, после чего большая их часть (за вычетом вознаграждения, само собой) возвращаются  Заказчику без отражения в бухгалтерском учете.

Под «обезличиванием» подразумевается невозможность установить первоисточник денежных средств, а под «обналичиванием» - не только получение наличных денежных средств, но и перечисление на депозитные и иные счета заинтересованных лиц.

В результате таких операций затраты предприятия необоснованно увеличиваются, а налоги соответственно необоснованно снижаются.

Поэтому, утверждения, что такие схемы, якобы, не нарушают законодательство - фикция: в бухгалтерском учете Заказчика отражается получение товаров/работ/услуг, которые на самом деле получены не были, и это можно проверить и доказать.

Цель  подобных схем – не найти «дыры» в законодательстве (их практически нет), а вывести из под удара Заказчика, отправившего денежные средства  на обналичивание.

Это достигается за счет попыток затруднить выявление операций по обналичиванию путем разбиения их на несколько этапов.

Однако в бухгалтерской базе исходного предприятия, которое отправляет деньги на обнал, отражены операции с первым звеном таких цепочек.

Именно с выявления   этих первых звеньев у исходного  предприятия и начинаются проблемы. Основная проблема заключается в том, что юр.лицо, которое является первым звеном в цепочке обналичивания , как правило, практически не платит налоги (в том числе НДС).

Это дает налоговым органам основание не учитывать у исходного предприятия НДС, уплаченный такому «поставщику».

В результате у исходного предприятия происходит соответствующее доначисление НДС и пени.

Более того – если за дело возьмутся следователи, то они вполне могут дойти и до самой «прачечной». После этого, на основании показаний сотрудников «прачечной» о том, кому передавались обналиченные средства, можно пройти обратный путь по цепочке вплоть до конечного получателя обналиченных денежных средств.

Причем, для этого уже не требуется никакой бухгалтерской информации (да ее и нет – такие операции не отражают в бухучете) – достаточно одних показаний.

Напомним – проблемы  начинаются с того, что в бухгалтерской базе исходного предприятия довольно легко выявить первое звено в цепочке обналичивания.

На семинаре будут продемонстрированы основные этапы «Экспресс-анализа».

Основная цель этого семинара – развеять широко распространенное заблуждение о том,
что  в большой по объему и запутанной бухгалтерской базе (сотни тысяч проводок, тысячи поставщиков) сложно выявить «проблемных» (как правило – фиктивных) поставщиков.

Инвентаризация документов - сплошная документальная проверка

Эту услугу предлагают многие аудиторские фирмы.  Однако, в действительности ее мало кто выполняет.

Это связано с тем, что такая работа не выгодна аудиторским фирмам – у них нет соответствующих технологий и основная часть операций  выполняется вручную.

Я разработал авторскую технологию связывания проводок со сканированными копиями соответствующих документов, которая позволяет в значительной мере автоматизировать эту работу.

Поэтому, такие заказы для меня выгодны.

Причем, если эту услугу выполняют аудиторские фирмы, то результатом являются разного рода таблицы и перечни, в которых перечислены имеющиеся и отсутствующие документы, а в аналитической записке описаны налоговые последствия по отсутствующим документам.

Надо сказать, что такие материалы не очень наглядны - самым простым, наглядным  и надежным способом убедиться, что бухгалтерская проводка подкреплена соответствующим документом, является увидеть отсканированную копию учетного документа одновременно с проводкой.

Поэтому, когда я провожу инвентаризацию документов, то Заказчик получает не только детальный отчет - он также получает исходную бухгалтерскую базу в таком формате, что по каждой проводке автоматически отображается изображение соответствующего документа.

Помимо этого, при выполнении расчетов и при открытии журналов-ордеров имеется возможность учитывать только проводки, связанные или не связанные с изображениями документов. Это позволяет оценить объем проводок, не подкрепленных документами, в количественном и в денежном выражении.

Я также помогу выбрать оптимальную стратегию восстановления утраченных документов. Цель такой стратегии – свести к минимуму трудозатраты при максимуме полученного результата.

К примеру, из нескольких сотен поставщиков, по которым выявлена некомплектность документов, могут быть выделены пять, которые дают 70% от общего оборота, не подкрепленного документами. Количество документов, которые необходимо восстановить по этим поставщикам, может составлять лишь несколько десятков из общего количества в нескольких тысяч не подкрепленных документами проводок.

На семинаре будут продемонстрированы основные технологические этапы инвентаризации документов.

Консолидированная бухгалтерская база предприятий холдинга

Консолидация проводится на уровне проводок, а не на уровне финансовой отчетности.

Консолидированная Бухгалтерская База Данных предприятий  позволяет представить несколько исходных предприятий, ведущих самостоятельный бухучет, в виде одного предприятия.

Это позволит выявить такие взаимосвязи между контрагентами консолидированных предприятий, которые практически не видны при анализе бухгалтерских баз данных отдельных предприятий.

Консолидированная бухгалтерская база предприятий получается путем слияния
проводок  нескольких исходных  (т.е. родительских)  бухгалтерских баз предприятий.

Граф, автоматически построенный по результатам расчета в разрезе счетов учета, наглядно отражает денежные и материальные потоки по счетам учета, т.е.
коммерческую схему деятельности холдинга.

Граф, автоматически построенный по результатам расчета в разрезе контрагентов на основных счетах расчетов, наглядно отражает денежные и материальные потоки холдинга с основными контрагентами входящих в него предприятий.

На семинаре будут продемонстрированы возможности анализа консолидированной бухгалтерской  базы.

Прямой контроль руководства предприятия за работой бухгалтерии

Как правило,  «внутренняя кухня» бухгалтерии предельно закрыта не только от посторонних, но и от руководства предприятия.

Ответы на свои вопросы о состоянии расчетов с тем или иным контрагентом и т.п. руководство, как правило, получает в виде справок, которые подготавливает главный бухгалтер. Обычно на это уходит не один час и даже не один день.

Установка адаптированной версии программы «ИНСПЕКТОР-С» позволит получать аналитические отчеты непосредственно из бухгалтерской базы без обращения к сотрудникам бухгалтерии. Например, справки о состоянии расчетов с Поставщиками и Заказчиками и т.п.

Установка программы «ИНСПЕКТОР-С» не повлияет на текущую работу бухгалтерии предприятия.